- Тацит
- (лат. Tacitus).1. Публий (?) Корнелий (Риblius (?) Cornelius) (ок. 55 — ок. 120 н. э.), последний великий рим. историк. Т. родился в аристократич. семье, получил прекрасные знания в области риторики, что позволило ему уже в молодые годы стать известным оратором. В 88 Т. стал претором, в 97 — консулом, в 112 (113 ?) — проконсулом рим. пров. Азия. Как писатель Т. стал известен после смерти императора Домициана (96), когда появились его первые небольшие сочинения: «Жизнь и характер Юлия Агриколы» («De vita et moribus Iulii Agricolae,,), «Германия» («Germania») и «Диалог об ораторах» («Dialogus de oratoribus»). «Агрикола» был опубликован Т. в 98 и посвящался его умершему в 93 тестю Юлию Агриколе. Он был написан вместо непроизнес, надгробной речи по случаю смерти Агриколы. Начало и конец «Агриколы» выдержаны в биографич. форме, середина же представляет собой историч. монографию о завоевании Британии Агриколой. В том же 98 он закончил научный географо-этнографич. трактат «Германия», первая часть которого является описанием обществ, устройства, быта др. германцев, рассказывается и об их происхождении; во второй же части характеризуются отдельные герм, племена. Местами придавая своему описанию идеализированную окраску, Т. показывает своим поправшим нравств. нормы соотечественникам морально здоровых и физически крепких германцев, указывая при этом и на их слабости. Тем самым он предостерегает и напоминает римлянам о той опасности, которая грозит Римской империи со стороны воинств, и свободолюбивых германцев. «Диалог об ораторах», написанный им в 102 или неск. позже, освещает остро дискутировавшийся в то время вопрос о причинах, повлекших упадок ораторского искусства. С помощью умело построенного диалога Т. удачно объединяет эту осн. тему с темой о достоинствах стихосложения и риторики. Этим сочинением, являющимся по своей форме и содержанию небольшим шедевром великого мастера, Т. хотел показать ошибочность распростран. тогда мнения о том, что причиной этого спада являются совр. воспитание и образование. Т. считал, что главной причиной этому служит изменение обществ, и внутриполитич. отношений. В «Диалоге об ораторах» он обосновывает свой отход от занятия ораторским искусством и переход к лит. творчеству, точнее, к историографии. Свои осн. труды по историографии — «История» («Historiae») и «Анналы» («Annales») — Т. посвятил истории Римской империи, начиная со смерти Августа и кончая убийством Домициана (14–96). Из 14 книг «Истории», описывающих события 69–96, очевидцем которых был сам Т., сохранились лишь 1–4-я и начало 5-й книги (69–70). Что же касается его самого зрелого и последнего труда «Анналы» в 16 книгах, то до нас дошли лишь 1–6-я (Тиберий, 14–37) и 11 — 16-я (Клавдий и Нерон, 47–66), а книги 5, 6 и 16 сохранились не полностью. «Анналы» дополняют «Историю», являясь ретроспекцией событий от смерти Августа, поэтому они имеют еще одно назв. — «История от смерти божественного Августа» («Ab excessu divi Augusti»). Мрачный террор, царивший в период правления императора Домициана, убедил Т., представителя огранич. в своих полигич. правах аристократии, в том, что свободе (libertas) и высоконравств. принципам (virtus) постоянно угрожает опасность быть попранными в условиях такой формы государств, управления, какой является монархия. С другой стороны, он признавал исто рич. необходимость принципата и знА۬ что возвращение к республиканской форме государств, управления уже невозможно. Это внутр. противоречие, противоречие между принципатом, с одной стороны, и libertas и virtus –с другой, в существ, мере повлияло на творчество Т. как историка. В трудах Т. центральное место занимают выдающиеся личности, которые, по его мнению, определяют ход истории, к таким личностям относятся прежде всего импера торы. Т. рассматривал их поступки и принятые ими решения, исходя из совокупности черт характера каждого, пытался раскрыть те внугр силы и moih вы, которые руководили ими. К ним он относил чувство страха, подозрительность, властолюбие, жест о кость и т. п. Его произведения содержат мало информации о жизни рим. народа, об органах управления, экономич. связях и историч. развитии рим. пров. Т. описывал не все историч. события, кое-что он опускал, а некоторые по-своему интерпретировал и по-своему оценивал их взаимное влияние Драматич. композиция для него все же важнее, нежели точное соблюдение хронологич. последовательности событий, которой он, в общем, старался придерживаться. Вопреки собств. намерению писать бесприсграсгно («sine ira et studio») Т. преподносил историю в виде захватывающей драмы, где свет и тени распределены неравномерно. Особое место в этой «драме» от водится императорам, жизнеописание которых составляет осн. фон его исгориог рафич трудов. Инот да на этом фоне появляются отдельные личности, пытающиеся отстоять virtus в условиях принципата. В состоянии глубокого пессимизма, вызванного осознанием несовершенства обществ, строя, причиной чему, как считал Т., явилось попрание свободы, он изображал Римскую империю раннего периода неск. тенденциозно, но с высоким мастерством. В основе языка и стиля Т. прослеживается влияние Саллю стия, с которым его объединяет пессимист ич. взт лял на мир. Частое употребление архаизмов и поэтич. выражений придавало языку Т. оттенки благородства, возвышенности; необычные, иногда режущие слух словосочетания, трудные для восприятия краткие предложения и точные высказывания захватывали читателя, заставляли его думать. Удивительно, но после смерти Т. его труды были почти полностью забыты. За исключением того факта, что Аммиан Марцеллин в кон. 4 в. дал высокую оценку творчест ву Т. и даже продолжил его «Историю», закончив ее 368, едва ли можно найти в поздний период античности еще к.-л. упоминания о Т. В средние века его имя и вовсе было предано забвению. В кон. 14 в. вновь растет интерес к отдельным трудам Т., а гуманисты занялись поиском его рукописей. Но господствовавший тогда цицеронизм помешал все же обьективно оценить лит. наследие Т. И только после выхода в свет (1574) сборника Т. под редакцией Липсия он получил всемирное признание.2. Марк Клавдий (лат. M. Claudius), рим. император в 275 276, богатый сенатор из Интерамны (Терни) в Умбрии, в 273 — консул, после длительного междуцарствия после смерти Аврелиана в возрасте 75 лет стал императором. В М. Азии он разгромил готов, захвативших терр. от Черного м. и до Киликии. Почти десятимесячное правление Т. отражало реакцию знати на политику «солдатских императоров» обострение отношений между сенатом и армией.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.